Женщина ставшая «Демоном» Врубеля. Немногие знают, что одно из самых известных произведений Михаила Врубеля «Демон сидящий» написано с возлюбленной Эмилии Львовны Праховой, которая не отвечала ему взаимностью. Эмилия была замужем за искусствоведом Адрианом Праховым, преподававшим Врубелю византийский стиль. Супруги много путешествовали, посещали музеи и галереи. Эмилия училась музыке у знаменитого пианиста Ференца Листа. Несмотря на отношения супругов, Врубель хотел жениться на ней. Он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен. Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника. Эмилии Врубель казался несколько инфантильным. От неразделенной любви художник буквально терял голову: спускал все средства на увеселения, влезал в долги и, чтобы уменьшить сердечную боль, наносил себе режущие раны на грудь. Эмилия Прахова стала не только возлюбленной, но и музой. Ее лицо смотрело с полотен гениального художника. Одно из них — «Богоматерь с младенцем» — до сих пор находится в Кирилловской церкви. Врубель обожал творчество Лермонтова и даже считал себя последователем поэта в искусстве. В 1885 году Эмилия пригласила художника в театр на оперу «Демон». С тех пор эта тема настолько овладела Врубелем, что он рисовал любимого персонажа постоянно. Как говорил художник, «Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол — "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе». Картина приковывает взгляд — во многом благодаря чарующим глазам, напоминающим очи Эмилии Праховой. В 1890 году появляется первая большая работа на эту тему — «Демон сидящий». Врубель оставляет эту тему почти на 10 лет и обращается к ней лишь в 1899 году. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного». За время работы над полотном живописец сильно изменился. Он постоянно дорабатывал и перерисовывал картину даже после того, как она была представлена широкой публике и перевезена из Москвы в Санкт-Петербург. Образ демона не отпускал своего создателя. В этот период по совету друзей Врубель обращается к доктору, у него диагностируют психическое расстройство. Недуг художника прогрессировал, первое время его спасало постоянное рисование, но за 4 года до кончины он ослеп. Эмилия Прахова, его личный демон, пережила Михаила Врубеля на 17 лет. Она разъехалась с мужем (но не разошлась) и обосновалась в том же доме, где когда-то жил молодой живописец. Она просила свою дочь сжечь все письма Врубеля после своей кончины. Дочь исполнила просьбу Эмилии Львовны. Черты женщины до сих пор просматриваются на таинственных полотнах гения. Как вы думаете, как сложилась бы судьба Михаила Врубеля, если бы возлюбленная ответила ему взаимностью?